За три часа мы по проселочным дорогам добираемся на легковой машине от Бхуванешвара, столицы индийского штата Орисса, до расположенной в живописном месте деревни под названием Гадайгири - и нашему взору открывается красивый храм, на удивление большой для такого маленького населенного пункта. Храм настолько просторный, что во время страшного циклона, пронесшегося по Ориссе в 1999 году, все обитатели Гадайгири - несколько сотен человек - вместе со своими домашними животными смогли укрыться в этом храме на те дни, пока бушевала стихия, от которой в других частях Ориссы тогда погибло много людей и животных.
Деревня Гадайгири названа так в честь ее основателя, Гадая Гири, который в семнадцатом столетии переехал сюда из Миднапура. Гадай Гири был купцом и торговал посудой и изделиями из металла. Каждый год во время сезона дождей он несколько месяцев проводил в этой местности, а затем возвращался в Миднапур. Гадай Гири вел простой и религиозный образ жизни. Встав рано утром, он всегда устраивал киртан - пел имена Бога, а затем, после очень скромного завтрака, отправлялся продавать свой товар. С наступлением ночи он останавливался в какой-нибудь деревушке, где принимал участие в киртанах и слушал чтение «Шримад-Бхагаватам». Вскоре Гадай Гири стал известен как замечательный вайшнав и певец. Его стали часто приглашать на духовные праздники, а местный заминдар (землевладелец) предложил Гадаю Гири перебраться в эти края и пообещал, что даст ему достаточно земли.
Однажды, когда Гадай Гири гулял по лесу вместе со своим знакомым санньяси (странствующим монахом), они услышали нежное щебетанье птиц, звуки флейты и раковины, звон ножных колокольчиков, хотя никого при этом видно не было. «Эти благоприятные звуки указывают на присутствие здесь Самого Кришны, — сказал санньяси. — Где бы ни был Кришна, Его супруга, богиня процветания, всегда с Ним. Это славное и святое место. Построй здесь дом, переселись в него и полностью посвяти себя служению Господу. В этом месте всё, что бы ты ни пожелал, непременно исполнится». Гадай Гири рассказал об этом заминдару и получил от него большой участок плодородной земли. Он построил на этом участке дом и храм, где установил Божество по имени Дадхи-Вамана. (Когда Господу Джаганнатхе поклоняются без Его брата Баладевы и сестры Субхадры, Его называют Патита-Паваной или Дадхи-Ваманой.) Гадай Гири оставил торговлю и погрузился в поклонение Господу. Многие приходили принять участие в киртанах Гадая Гири. Со временем другие люди, решившие посвятить себя духовной жизни, стали селиться рядом с ним. Так и возникла деревня, которую назвали его именем.
У Гадая Гири был единственный сын, Гопал Гири. Он тоже отличался религиозностью и с большим искусством и воодушевлением проводил киртаны. Гопал Гири каждый год ходил в Джаганнатха-Пури на Ратха-ятру. Кроме того, он мечтал поклоняться Божеству Гопала, но не мог найти Его. Тогда он решил переселиться в Джаганнатха-Пури, надеясь, что там Гопал Сам придет к нему. Он был принят царем на службу в качестве кассира храма Джаганнатхи. Каждый день в храме Господа Джаганнатхи Гопал Гири читал «Шримад-Бхагаватам». Он был очень привязан к Джаганнатхе и к «Шримад-Бхагаватам». При этом он по-прежнему хотел поклоняться Господу в образе Гопала - вриндаванского пастушка, но самому отправиться во Вриндаван у него не было возможности.
В это время один санньяси-вайшнав, живший во Вриндаване, поклонялся Божеству Гопала. Днем он просил подаяние, а вечером готовил что-нибудь из собранных за день продуктов и предлагал это Гопалу. Так проходила его жизнь. Как-то раз Гопал пришел к этому вайшнаву во сне и сказал: «Отнеси меня к Гопалу Гири, сыну Гадая Гири. Он хочет поклоняться Мне, и Я хочу к нему. Отнеси меня в Пури». Но вайшнав подумал, что это всего лишь сон, и не воспринял его всерьез. Тогда Гопал снова пришел к нему во сне, довольно сильно побил его за ослушание и сказал, что следы от побоев исчезнут только после того, как к телу этого санньяси прикоснется Гадай Гири. Проснувшись, санньяси обнаружил у себя реальные следы от побоев и понял, что это был не просто сон. Он отправился в Джаганнатха-Пури, легко нашел там Гопала Гири (кассира главного храма знали многие) и подарил ему Божество Гопала, рассказав, что такова была воля Самого Гопала.
Как только Гопал Гири прикоснулся к ранам на теле санньяси, они зажили. Кроме того, Гопал Гири предложил ему богатое вознаграждение, но тот сказал, что не продает Гопала, а хочет и дальше служить Ему. Тогда Гопал Гири отправился к царю и подал в отставку, объяснив, что хочет вернуться в свою деревню, установить там Божество Гопала и поклоняться Ему. Царь отпустил Гопала Гири со службы и дал ему выходное пособие в размере жалования за несколько месяцев. Гопал Гири послал в деревню сообщение с просьбой к группе киртана прийти в Пури и сопровождать Гопала к Его новому дому. Киртан жителей Гадайгири привел царя Пури в восторг, и это было отражено в «Мадала-панджи», летописи храма Джаганнатхи. Царь повелел, чтобы группам киртана из Гадайгири, когда бы они ни приходили в Пури, давали возможность совершать киртаны в храме Джаганнатхи.
Вернувшись в Гадайгири, Гопал Гири установил там Божество Гопала, а также имевшееся у него Божество Радхарани. Храмом этих Божеств служила глиняная хижина, а проводить для Них все ежедневные обряды Гопал Гири попросил того самого санньяси, который принес Божество Гопала из Вриндавана. И этот санньяси оставшиеся двадцать лет своей жизни так и служил своему любимому Божеству. А когда и он, и Гопал Гири покинули этот мир, ответственность за поклонение Гопалу перешла к Динабандху Гири, сыну Гопала Гири. Дальше, поколение за поколением, потомки Гопала Гири передавали в наследство своим старшим сыновьям землю, на которой расположен храм, а вместе с ней и ответственность за поклонение Гопалу. И все они славились своими киртанами.
В десятом поколении династии, идущей от Гадая Гири, старшим по возрасту был Гханашьям Гири. Он отвечал за поклонение Гопалу около 30 лет, с 1964 года. Как и его предки, он много делал для того, чтобы это поклонение совершалось на должном уровне. Но в начале 1990-х, когда Гханашьяму было за 70, он увидел, что его сил и средств уже не хватает, чтобы проводить, как следует, все службы, устраивать праздники, обновлять храм и т.д., а помощников почти нет. К тому времени его двоюродный брат, сын тети Гханашьяма Гири, которая принадлежала к той же династии, принял санньясу и стал известным не только в Ориссе, но и за пределами Индии проповедником по имени Гоур-Говинда Свами. У Гоур-Говинды Свами уже были ученики, которых он привозил в Гадайгири, и Гханашьям Гири, зная, что его двоюродный брат с самого детства предан Гопалу, стал подумывать о том, чтобы поручить заботу о Гопале Гоур-Говинде Свами. Однако он не решался это сделать, опасаясь, что в итоге Гопал окажется в руках иностранцев. Тогда Сам Гопал, одной и той же ночью придя во сне к обоим братьям, устроил так, что Гханашьям Гири наконец передал Гоур-Говинде Свами и Самих Божеств, и землю, на которой стоял храм.
Гоур-Говинда Свами сразу перевел этот участок земли в собственность организации, созданной его духовным учителем (А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, ачарьей-основателем Международного общества сознания Кришны), и стал готовить всё к строительству нового храма для Гопала, потому что старый храм не только обветшал, но и был совсем небольшим. 17 января 1994 года Гоур-Говинда Свами заложил первый камень в фундамент нового храма. Следить за ходом строительства и управлять этим храмом Гоур-Говинда Свами поручил одному из своих первых учеников - Чайтанья-Чандре Прабху, который в то время был президентом храма Кришны-Баларамы в Бхуванешваре. Открытие нового, большого храма Гопала в Гадайгири состоялось уже после того, как Гоур-Говинда Свами покинул этот мир. С момента начала строительства и по сей день президентом этого храма является Чайтанья-Чандра Прабху.
Подробнее о Гоур-Говинде Свами и Чайтанья-Чандре Прабху можно прочитать в посвященных им разделах нашего сайта. Кроме того, вы найдете на этом сайте книги Гоур-Говинды Свами и лекции Чайтанья-Чандры Прабху с русским переводом, а также фотогалерею и новости.